Main menu

Малевич, Казимир Северинович

Российский живописец, график, педагог, теоретик искусства.
Родился в семье выходцев из Польши. Учился в Киевской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в студии художника Ф.И. Рерберга. Участвовал в выставках объединения «Бубновый валет» и петербургского общества «Союз молодежи» (член общества в 1913-1914 гг.).
Картины Малевича начала 1910-х гг. на темы из жизни крестьян и российской провинции представляют собой его собственный вариант неопримитивистских исканий. Интенсивность цвета, сила контрастов как бы деформируют рисунок и композицию. Стилистику работ 1912-1915 гг. сам художник определял как «заумный реализм», «кубофуторологический реализм». Алогизм, иррациональность использованы им в качестве инструмента для разрушения традиционного искусства. Произведения этого периода построены на мотивах разнородных пластических и образных элементов. Портреты воссоздают человеческий облик, сложенный из разнообразных зрительных и тактильных ощущений, из ассоциативных цепочек.
В 1915 г. на выставке в Петрограде Малевич впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение — «Чёрный квадрат». Беспредметность супрематизма рассматривается автором как новая ступень художественного сознания. По мнению художника, период доавангардного искусства завершён.
После Февральской революции 1917 г. Малевич присоединился к Объединению левых художников. В мае избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов. Занимался просветительской работой, разрабатывал проект Народной академии искусств, выступал с докладами. В первые дни после Октябрьской революции избран членом Комиссии по охране художественных ценностей и комиссаром по охране ценностей Кремля.
Персональная выставка Малевича в Москве в конце 1919 — начале 1920 гг. раскрывала все грани творчества художника: от ранних импрессионистических работ через примитивизм и кубофутуризм к супрематизму. Завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами — наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. Малевич преподавал в художественных мастерских и школах. Создал объединение «Утвердители нового искусства».
После переезда в Петроград в 1922 г. Малевич возглавил Музей художественной культуры, позднее реорганизованный в Институт художественной культуры. Проводил аналитические исследования. Публиковал статьи о новых направлениях в искусстве, читал лекции по теории живописи. Автор работы «Супрематизм. Мир как беспредметность» (1922 г.) — программного документа русского художественного авангардизма. Творчество Малевича последнего периода тяготело к реалистической школе русской живописи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

FacebookTwitter