Гиппиус, Зинаида Николаевна
Поэтесса, прозаик, драматург, литературный критик. Автор мемуаров. В политическом движении не участвовала.
Символист, декадент. Главная и постоянная тема поэзии Гиппиус — неискоренимый душевный разлад человека, утрата смысла жизни и ее оправдание, влечение к предельному испытанию различных граней опыта, постоянная душевная борьба человека, мотивы божественного и демонического и т. д.
Сотрудник журналов: «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Русская мысль» и др. Публиковала литературно-критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, — позднее статьи религиозного и философского характера. Впоследствии использовала и другие псевдонимы.
Организатор религиозно-философских собраний. Квартира З.Н. Гиппиус и ее супруга Д.С. Мережковского была одним из центров литературной и религиозно-философской жизни Петербурга.
До 1905 г. социально-политическими вопросами не интересовалась, но после Кровавого воскресенья стала противницей самодержавия. Писала антимонархические статьи. В 1906-1908 гг. проживала в Париже, где продолжала организовывать собрания поэтов и писателей.
К Февральской революции 1917 г. и созданию Временного правительства отнеслась с одобрением, но вскоре была разочарована.
Октябрьскую революцию 1917 г. восприняла резко враждебно, относится к ней как к святотатству. Порвала отношения с В.Я. Брюсовым, А.А. Блоком, А.Белым и другими деятелями культуры, принявшими Советскую власть. В конце 1917 г. публиковала антибольшевистские стихи
В 1920 г. З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский нелегально покидают страну.
В Париже Гиппиус — организатор литературного общества «Зеленая лампа», объединявшего разные поколения и круги эмигрантов. Впоследствии отношения ее со многими писателями осложнились вследствие чрезмерно резких высказываний Гиппиус в адрес Советской власти в эмигрантской прессе. До конца жизни сохранила жесткую непримиримость к большевистской России, не прекратившуюся даже после начала Великой Отечественной войны.