10(23) февраля, пятница
Масленица.
Покровский В.И. Трактирные поздравительные карточки с масленицей. — Б.м., б.г.
Петроградский комитет с.-д. большевиков… призывал петроградских рабочих выступить 10/23 февраля, в связи с годовщиной суда над пятью депутатами большевиками. «Но, — по словам «Правды» (№ 1 от 5/18 марта 1917 года) – ввиду того, что 10-го часть заводов вовсе не работала, другая работала до обеда (пятница на масленой), а также ввиду возникших разногласий среди передовых групп, день прошел в смысле выступления неудачно…» Хроника 1917, I, 19.
Председатель Гос. Думы был на приеме у царя и представил ему письменный доклад, в котором он высказал свои соображения о линии возможного поведения Гос. Думы и мотивировал их.
По заявлению Родзянко, Гос. Дума последнего созыва (4-го) под влиянием войны отказалась от всяких партийных лозунгов и программ и своей единственной целью ставила объединение всех сил для успешной борьбы с врагом. Между тем правительство испугалось этого объединения, видя в нем стремление к захвату власти, и потому всячески старалось уничтожить его. Оно не только не изменило своих методов управления, но и вспомнило свою старую, уже давно отжившую систему…
Запрещая деловые съезды всевозможных организаций, правительство вместе с тем разрешает съезды так называемых монархических организаций. Меры эти оскорбительны и являются не чем иным, как вызовом обществу, и результаты будут совершенно обратные. Нынешнее правительство все ширит пропасть между собой и народным представительством… Гос. Думе грозят роспуском, но ведь она в настоящее время по своей умеренности настроениям далеко отстала от страны. Необходимо немедленно же разрешить вопрос о продлении полномочий нынешнего состава Гос. Думы вне зависимости от ее деятельности. Такую меру продления полномочий на время войны признали естественной и необходимой не только члены Гос. Думы, но и союзники. Если этого не будет сделано, то страна, изнемогая от тягот жизни, ввиду создавшихся неурядиц в управлении, может сама стать на защиту своих законных прав. Этого допустить никак нельзя, это надо всячески предотвратить.
Николай II-й не согласился с докладом и на слова Родзянко: «Нельзя ставить во главу угла всяких Распутиных, вы, государь, пожнете то, что посеяли», — ответил: «Ну, бог даст». Хроника 1917, I, 20-21.